Варагский монастырь
Автор: А. П. Кулебякин

                        I

  Стоит он под горой на выступе оврага,

За склонами холмов, встающих из полей,

 На фоне бурых скал зубчатого

Варага Средь верб и тополей.

                        <*>

Обрушен свод ворот. Везде остатки хлама.

В постройках окон нет. Изрыт широкий двор.

 Но каменный фасад поруганного храма

Прекрасен до сих пор.

                        <*>

Какая кладка стен! какой рисунок линий!

 Три арки на столбах. Ступени сходят вниз.

Оттенок куполов оранжевый и синий.

Обломанный карниз.

                        <*>

 Мозаика дверей. Сквозной проход притвора.

Лепной орнамент стен. Угрюмый, темный фон.

И двухколонный свод старинного собора

В красе стенных икон.

                        <*>

 Вот древний царь Абгар,* — с ним Спас нерукотворный;

Мучитель Тиридат, Великий Константин;

Святая Гаянэлик нежный и покорный,

И ряд других картин.

                        <*>

Спаситель, Моисей и Иоанн Креститель,

Рипсиме лицосвятая красота;

Сандухта, Григорис, Григорий просветитель.**

Все воины Христа.

                        <*>

Наивный склад фигур,*** коричневые тоны,

И фресок темный цвет набрасывает мглу.

 Горелые куски и рваные иконы

На каменном полу.

                        <*>

 Армянские кресты и надписи на плитах

Отмечен в их словах одиннадцатый век.

 Вот царь Сенекерим, вот ряд могил забытых...

Ничтожный человек!

 Обугленный багет, изломанный орнамент,

Разрушенный алтарь, и в нем изрытый пол,

 И черный, как графит, приподнятый фундамент

Ограбленный престол.

                        <*>

 И клинопись на нем:**** ирония Господня!—

Язычество и крест. И все разорено.

 Вчера здесь жил Христос, — осталося сегодня

Язычество одно.

                        <*>

Две церкви по бокам: потемки, паутина,

Колеса и плуги, куски цепей и рам.

А вот еще собор: такая же картина,

Такой же странный храм.

                        <*>

Три купола целы, четвертый обвалился:

Небрежности и лет слепое торжество.

И видно, что давно никто здесь не молился:

Все дико и мертво.

                        <*>

 Большой квадратный двор. Журчание фонтана.

 Построек новых ряд; в земле обрывки книг;

Изломанный станок печатни Серванцтяна*****

И дом. где жил« гайрик».******

                        II

   Я смотрел в Вагарском храме

 На ограбленный престол

 И в сожженном, грязном хламе

Образ сорванный нашел.

                        <*>

Холст овальный медальоном.

Божья Матерь: свет лучей,

 Нежный лик в платке зеленом

С грустной ласкою очей.

                        <*>

Губыцвета алой крови.

Нос склоненный и прямой.

 Как крутые дуги брови

Под изогнутой каймой.

                        <*>

 Уголок рубашки красной

К шее девственной прильнут.

 Взгляд заплаканный и ясный

Мыслью в небе потонул.

                        <*>

 И рисунок чуть наивный

И цвета не все верны,

Но какой-то силой дивной

Все черты озарены.

                        <*>

 Матерь Божья! кто с Тобою

Этой кистью говорил?

 Кто с надеждой и мольбою

Образ Твой боготворил?

                        <*>

Сколько слез Ты осушила?

Сколько слабых подняла?

Сколько горя потушила?

Сколько радостей дала?

                        <*>

 И теперь в забытом соре

 Я нашел Твой лик святой

С вечной ласкою во взоре,

С вечной юной красотой.

                        <*>

 В этом горе и разгроме

Злой рукой оскорблена,

 В разоренном Божьем доме

Уцелела Ты одна.

                        <*>

И с иконы обветшалой,

Тайны прошлого храня,

 Ты с улыбкою усталой

Грустно смотришь на меня.

                        III

  А вот еще кусок холста:

Спаситель, снятый со креста,

И три Марии и Иосиф.

Его порвали, в мусор бросив, —

 Христос без ног остался в нем

И краски тронуты огнем.

Изорван холст затерты лица.

 Грустна измятая страница

Людской вражды и темноты,

Страданий вечной красоты.

                        IV

   монастырь Вараг семицерковный

Одна из тех святынь, какими славен Ван.

 Его воспел отец Армении духовной

Великий Хримиан*******.

                        <*>

Воспураканский царь Сенекерим Арцруни.

Построив монастырь, почил в нем вечным сном.

Жена его из рода Багратуни********.

Создала церковь в нем.

                        <*>

Еще десятый век свидетель основанья

Его высоких стен и светлых куполов,

Хранящих до сих пор печать очарованья

Невысказанных слов.

                        <*>

Над ним неслись века. Событий перемены

Касались и его в молитвенной тиши.

И веру берегли его немые стены,

Как свет своей души.

Он видел смену царств, величье и невзгоды,

И скорбь и торжество и беды христиан.

 Как золото, хранят его святые своды

Предания армян.

                        <*>

 И нем жил и поучал, работал и молился

 Святитель Микиртичпрославленный« гайрик».

 Над тайнами легенд в нем Серванцтян трудился

В кругу старинных книг.

                        <*>

В последнюю войну в его стенах армяне

Спасали жен, детей от варварской резни**********.

Их кровь лилась рекой в селениях и в Ване

В те памятные дни.

                        <*>

Его не пощадил народ искоренитель:

 Он курдскою ордой ограблен дочиста.***********

 В развалинах стоит сожженная обитель

Печальна и пуста.

                        <*>

Вдали синеет Ван. Хребты встают стеною.

 Безмолвен монастырь, забыт и одинок

Молчит былая жизнь, и только с тишиною

Болтает ручеек.

                        <*>

За ширью светлых вод седой Сипан маячит,

Темнеют под горой постройки и сады.

 И чудится душе, что кто-то горько плачет

Под жалобу воды.

______________

* Современник Иисуса Христа. По преданию, записанному Мои­сеем Хоренским, Спаситель исцелил его заочно, послав ему полотенце, которым он прикоснулся к Своему лицу (Спас неру­котворный).

** Просветитель Армении. Наиболее почитаемый армянами свя­той.

*** В рисунках много анахронизмов. Так, например, Константин одет в костюм Людовика XIV, что дает приблизительное поня­тие о времени создания этой фрески.

**** Фотография этой клинописи находится в Кавказском музее. Характерно то, что многие армянские церкви построены на ме­стах древних языческих храмов, части которых входили в со­став и новых построек. Нередко в разоренных армянских церквах обнаруживаются обломки древних колонн и фризов иногда с очень ценными надписями. Христианское духовенст­во первых веков усиленно уничтожало все следы язычества, закрывая их своими храмами.

***** Епископ Гарегин Серванцтян, настоятель Вагарского монасты­ря, исследователь и собиратель церковных преданий и народ­ного эпоса. Преемник епископа Хримяна. впоследствии каюликоса всех армян. Умер в Константинополе в 1892 г.

****** «Гайрик» по-армянски «отец», известное всему армянскому на­роду название знаменитого католикоса Мкртыча Хримяна.

******* Хримян был большой поэт.

******** Об этом свидетельствует надпись на стене этой церкви рядом с главным собором. Эта разрушенная церковь поражает гро­мадностью обтесанных глыб, из которых сложены ее стены. Надпись на древнем армянском языке: «Я Хушуш хатун (госпожа) из дома Багратуни жена Сенекерима Арцруни построила этот храм. Вспоминайте меня у Христа».

********* В апреле 1915 года множество народу помещалось в монастырских пристройках Варага. Мужчины отстреливались от ту­рок и курдов в окопах недалеко от монастыря.

********** Грабили курды Хошабского (соседнего) района.

Ссылка: Кулебякин А. П. Варагский монастырь // Дверь Мехера; Отзвуки Вана : [Стихотворения / Предисл. и примеч. авт. [Эривань] : Армянский коммитет «Верашинутюн», 1916. С. 88‒93.
Год написания: 1915
Год печати: 1916

Список образов стихотворения

# Слово-репрезентант концепта-цели Концепт-цель Слово-репрезентант концепта-источника Концепт-источник Выделить в тексте
1 существо отец армения армения


Лексические комбинации

# Лексическая комбинация Другие тексты с этой комбинацией Выделить в тексте
Loading...