Наири (Поэма в стихотворениях)
Автор: В. Савостьянов

Но такого, чтоб в музей,

Нет ни в мамином архиве,

Ни в альбомах у друзей.

                        <*>

Ну а тут

Замес и завязь

Грёз и гроз!..

                        <*>

И с интервью

Я сегодня, всем на зависть,

В альманах его даю!

                        <*>

Лишь обидно, что при этом

Людям имя не прочесть

Мастера, таким портретом

Оказавшего мне честь!

                        <*>

Не в моей сегодня власти, —

В прошлом слепнешь, как в дыму!—

Выяснить: кто этот Мастер?

 Жив ли, нет?

                        <*>

И почему

Проверяла как-то странно

Пропуск мой на проходной

Симпатичная охрана:

« Проходи скорей, родной!..»

                        <*>

Но зато я помню точно

Над заводомАрарат!

Аромат весны восточной!

Город, где мне каждый рад!

                        <*>

Где меня, считая ровней,

Уважали Мастера!

Где народс душой огромней,

Величавей, чем Гора!

                        <*>

И где каждый, как фотограф, —

С виду малостью простой, —

На судьбе моей автограф

Вдохновеньем, добротой,

                        <*>

 Тайной нежностью,

Приветом

Даже если незнаком,

Ставил!—

Делая Портретом

Фото с правым уголком!

                        В ГОД ДРАКОНА

  Не простойДракона год!

И коль разинет

 На меня он пасть,

попрошу: « Замри!» —

 Я пока что не был

в Эчмиадзине,

 Не был в Санаине

и в Гарни.

                        <*>

Видишь, карта

куплена эта карта

 В Ереване

много лет назад:

 Я мечтал попасть

в монастырь Ахпата

 В храм Звартноц,

в пещерный город Гегард.

                        <*>

 Ах, « Наири»:

еле себя урезонил

Я тогда

спеши ЭВМ постичь!—

Прилетишь потом

пожить в Цахкадзоре,

 Искупаться

в озере Айгрлич

                        <*>

Двадцать лет в профессии

всем на зависть!

И когда б ни карта

 всё б забыл!

 Так порой мужчина,

уснёт, не терзаясь

 И забыта

первая, что любил.

                        <*>

 Но на карте этой

из Еревана:

 Арагац,

 Шамирамилер,

Арзни,

А поодаль

слезное море Вана,

 Арарат потерянный

и Ани.

                        <*>

 Но хребты:

 Памбакский

и Варденисский,

 Но Аракс,

 Арпа,

 Дзорагет,

Дебед,

Но Севан с Разданом

поклон вам низкий!

 Дилижан

и Чаренцаван

привет!

                        <*>

 И ущелья:

 Лори

и Ванадзора,

 И Кафан,

 Басаргечар,

Арташат,

 Горести Спитака,

а Меградзора

Радости

меня разбудить спешат!..

                        <*>

Пью живую воду

родника названий!

 И пусть я очнулся

почти стариком, —

 Как любимой фото,

Как словарь признаний,

Я пакую карту: « Лечу, Дракон!..»

                        МЕТРО

  Я когда-то слышал отзыв лестный

Про идею эту и проект, —

А сегодня есть он, интересный,

Неизвестный мне пока, объект.

                        <*>

Этой неизвестностью и манит

Как любого города нутро.

Я решил: коль буду в Ереване

Сразу же кататься на метро!

                        <*>

Мне в Москве, конечно же, случалось

На подземных станциях бывать,

Можно бы и дальше, не печалясь, —

Разве ж всё увидишь?— поживать.

                        <*>

Но хочу, спеша, как на свиданье,

Знать, что и на ум вам не придёт:

Побыстрей бы смог с Ленинградян я

Попадать сегодня на завод?

                        <*>

И такая странная забота

Не даёт покоя!— Аж смешно!—

Хоть уж нет, наверно, ни завода,

Ни меня тогодавным-давно!..

                        В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ

  В Политехническом музее,

Советской техники фанат,

Я два часа стоял, глазея

На поразивший экспонат.

                        <*>

Не раз встречаясь с чудаками,

Смотритель, охранявший зал,

Своё: « Не трогайте руками

И мне, конечно же, сказал.

                        <*>

Но что-то, видимо, таили

Глаза и вид мой в тот момент,

Когда рванулся я к« Наири»

На деревянный постамент.

                        <*>

И, кажется, остолбенели

И он, и все, и мир окрест,

Едва зажёг я на панели

Лишь мастеру известный тест.

                        <*>

И если бы он был художник,

То сразу сел бы за мольберт

Запечатлеть, как тестом« Дождик»

Умножен счёт моих побед!

                        <*>

Но он смотритель былк тому же

Я ведь и вправду виноват:

 Как выяснилось, им не нужен

Работающий экспонат

                        <*>

Когда с любимой сводит случай,

С той, что уж вроде след простыл,

Ты нежностью её не мучай:

Ей всё равно, что ты простил.

                        <*>

Ей всё равно, навек любимой,

Что ты стоишь у рубежа,

Что хочет быть необходимой

Осиротевшая душа.

                        <*>

Не всем, увы, в подлунном мире

Даны удача и талант

Из обожаемой« Наири» —

Не превратиться в экспонат

                        <*>

Но не отчаивайся, Мастер

И тестом солнца и дождя

Спасай изломанное счастье,

Другое поприще найдя!

Ведь нет печальней невезенья:

Своей последней из побед

В Политехническом музее

Над прошлой славою скорбеть

Владику Карапетовичу (мы, будущие электронщики, звали его Владэк, а вот фамилию, увы, не помню), начальнику Отдела наладки и главному электронщику Ереванского завода «Электрон» (в 1974-ом году), научившему меня, молодого специалиста, ремонтировать ЭВМ «Наири-2», на долгие инженерные годы ставшую моей судьбой

                         ЕРЕВАН

  Жизнь такой бывает злючей!

Но держу я про запас

 Городсказку, городслучай,

Всё меняющий за час.

                        <*>

 Перед ним снимая шляпу,

Только молвишь: « Барев дзез!»,

Только спустишься по трапу

Чуда включится процесс.

                        <*>

И негаданнонежданно

Воля солнца и камней,

Воля вечного Раздана

Подключается к твоей

                        <*>

Мне ль забыть, как ставил вехи

Он морщинками на лбу,

Инженеранеумехи

Корректируя судьбу!

                        <*>

 И отнюдь не в зале тронном,

Не за ректорским столом

На заводе электронном

Главный выписан диплом!..

                        <*>

Электронщика несладок

 Честный хлеб! И в час ночной

Сам великий Мастер Владэк

 Появлялся за спиной.

                        <*>

Он, водя моей рукою,

Там, где я изнемогал,

 Ремонтировал такое,

Что под силу лишь богам!

                        <*>

И, наверное, недаром

Было это мастерство

 Крещено ещё Разданом,

Ярой волею его!..

                        <*>

Так зачем бояться моря

Переплывшим океан?

И зачем теряться в горе

Полюбившим Ереван?...

                         ГОСТИНИЦА «СЕБАСТИЯ»

  Аж при советской власти я

Здесь жил!—

Ты не идиллия,

Гостиница« Себастия»,

Что звали мы Бастилия.

                        <*>

Тут в окна так сифонило,

Хоть укрывайся шторами!

А лишь заснул— « симфония»:

И пир, и брань со спорами.

                        <*>

Но что друзьямтоварищам:

Вчерашним однокашникам

Вовек неунывающим

То« шефам», то шабашникам, —

Кого в колхозэлектриком,

Кто в стройотрядбетонщиком?

                        <*>

А тутсиди с конспектиком

И станешь электронщиком!

Ходи лишь в техучилище

                        <*>

Легко твои напасти я,

Легко твоё чистилище

Я одолел, « Себастия»!..

                        <*>

И вот, всю жизнь работая,

Вдруг вспомню с наслаждением

 Тот холод,

Те остроты я,

И то ночное бдение.

                        <*>

В том номере двухкоечном

С поющими пружинами

Мы к самым главным« корочкам»

Верстали содержимое.

                        <*>

В твоей казённой бедности

Росли до постижения

Величья беззаветности

И самоуважения!..

                        <*>

Ценю твоё участие!—

Не гневайсяпрости меня,

Гостиница« Себастия»,

Что звали мы Бастилия

                         ЧЕРЕВИЧКИ

  Точный, ориентировочный

Счёт какой ты ни верши, —

В кошельке командировочном

Остаются лишь гроши.

                        <*>

Но не в Тихвин же, не в Люберцы

Ездил ты на пару дней!

Да к тому ж, когда полюбится

И страна, и люди в ней

                        <*>

Наскребёшь ты, тем не менее,

Сумму энную со дна.

Сувениры из Армении

Ждёт красавица- жена!

                        <*>

Эх, не выпить мне шампанского

И не скушать шашлычок!..

По базару ереванскому

Шёлискал я пустячок.

                        <*>

Шёл да шёл, — и не заметил я,

Что уже держу в руках

Что-то чудное, заветное

На высоких каблучках!

                        <*>

Сколько ж грёзами великими

 В это спрятано Жарптиц,

Чтобы звать их черевиками,

Чтобы шить их для цариц!

                        <*>

Вот и биться над задачкою

Долго мне, поняв к тому ж,

Как с последнею заначкою

 Расстаётся юный муж

                        <*>

Исчастливый: с черевичками!—

Как прожить, чем Бог пошлёт,

Он советуется с птичками, —

Ждёт московский самолёт

                         ЭЛЕКТРОНЩИК

  Рядовой особой медицины,

Надевал я кипенный халат,

В сумочке моей полно« вакцины»:

Чистый спирт, припой, денатурат,

                        <*>

Канифоли разведённойкапель

Этак сто в аптечном пузырьке,

А пинцет обточенный

И скальпель

В боковом кармане, в пиджаке.

                        <*>

 На ремонт нацеленный, на пайку,

 Я всегда в готовности« один»

Шёл по« вычислительному парку»

С головой, не знающей седин.

                        <*>

И в часы жестокого аврала

Жизнь до капли отдавалась вся,

Чтоб моя« Наири» оживала,

 В хаос мира

Строгость привнося.

                        <*>

Сборщик, регуляторщик, настройщик,

Двадцать ослепительнейших лет

Я гордился званьем электронщик,

Позабыть стараясь, что поэт

                        <*>

Но взяла поэзия за шкирку,

Чтоб мне чудо рифмами творить, —

И, как юность,

Милую« Наирку»

Вдохновенным словом оживить!

                        <*>

Чтоб в мечтах не ведая предела

 И не ощущая пустоты,

Перенять бы нынешнее дело

 Захотело прежнего

Черты.

                        <*>

Чтоб, когда безвыходно

И темы

Иррациональны и страшны, —

Волшебства логические схемы

Вещие подсказывали б сны

                        ФОТО С ПРАВЫМ УГОЛКОМ

  Для секретного завода

Чтоб мне стать учеником

Срочно требовалось фото:

Фото с правым уголком.

                        <*>

Пустяковая работа:

Чистой прибылина грош.

Но, друзья, на этом фото

Я особенно хорош!

                        <*>

Было много снимков разных

У меня и до него:

И отнюдь не безобразных

Часто даже ничего!

                        <*>

Да, конечно, неплохие.

Ссылка: Савостьянов В. Наири // Армянские мотивы / В. Савостьянов. Тула : Аквариус, 2015. С. 42‒55.
Год написания: -
Год печати: -

Список образов стихотворения

# Слово-репрезентант концепта-цели Концепт-цель Слово-репрезентант концепта-источника Концепт-источник Выделить в тексте


Лексические комбинации

# Лексическая комбинация Другие тексты с этой комбинацией Выделить в тексте
Loading...