Но такого, чтоб в музей,
Нет ни в мамином архиве,
Ни в альбомах у друзей.
<*>
Ну а тут—
Замес и завязь
Грёз и гроз!..
<*>
И с интервью
Я сегодня, всем на зависть,
В альманах его даю!
<*>
Лишь обидно, что при этом
Людям имя не прочесть
Мастера, таким портретом
Оказавшего мне честь!
<*>
Не в моей сегодня власти, —
В прошлом слепнешь, как в дыму!—
Выяснить: кто этот Мастер?
Жив ли, нет?
<*>
И почему
Проверяла как-то странно
Пропуск мой на проходной
Симпатичная охрана:
« Проходи скорей, родной!..»
<*>
Но зато я помню точно
Над заводом— Арарат!
Аромат весны восточной!
Город, где мне каждый рад!
<*>
Где меня, считая ровней,
Уважали Мастера!
Где народ— с душой огромней,
Величавей, чем Гора!
<*>
И где каждый, как фотограф, —
С виду малостью простой, —
На судьбе моей автограф—
Вдохновеньем, добротой,
<*>
Тайной нежностью,
Приветом—
Даже если незнаком,
Ставил!—
Делая Портретом
Фото с правым уголком!
В ГОД ДРАКОНА
Не простой— Дракона год!
И коль разинет
На меня он пасть,
попрошу: « Замри!» —
Я пока что не был
в Эчмиадзине,
Не был в Санаине
и в Гарни.
<*>
Видишь, карта—
куплена эта карта
В Ереване
много лет назад:
Я мечтал попасть
в монастырь Ахпата
В храм Звартноц,
в пещерный город Гегард.
<*>
Ах, « Наири»:
еле себя урезонил
Я тогда—
спеши ЭВМ постичь!—
Прилетишь потом—
пожить в Цахкадзоре,
Искупаться
в озере Айгрлич…
<*>
Двадцать лет в профессии—
всем на зависть!
И когда б ни карта—
всё б забыл!
Так порой мужчина,
уснёт, не терзаясь—
И забыта
первая, что любил.
<*>
Но на карте этой
из Еревана:
Арагац,
Шамирамилер,
Арзни,
А поодаль—
слезное море Вана,
Арарат потерянный
и Ани.
<*>
Но хребты:
Памбакский
и Варденисский,
Но Аракс,
Арпа,
Дзорагет,
Дебед,
Но Севан с Разданом—
поклон вам низкий!
Дилижан
и Чаренцаван—
привет!
<*>
И ущелья:
Лори
и Ванадзора,
И Кафан,
Басаргечар,
Арташат,
Горести Спитака,
а Меградзора
Радости—
меня разбудить спешат!..
<*>
Пью живую воду
родника названий!
И пусть я очнулся
почти стариком, —
Как любимой фото,
Как словарь признаний,
Я пакую карту: « Лечу, Дракон!..»
МЕТРО
Я когда-то слышал отзыв лестный
Про идею эту и проект, —
А сегодня есть он, интересный,
Неизвестный мне пока, объект.
<*>
Этой неизвестностью и манит—
Как любого города нутро.
Я решил: коль буду в Ереване—
Сразу же кататься на метро!
<*>
Мне в Москве, конечно же, случалось
На подземных станциях бывать,
Можно бы и дальше, не печалясь, —
Разве ж всё увидишь?— поживать.
<*>
Но хочу, спеша, как на свиданье,
Знать, что и на ум вам не придёт:
Побыстрей бы смог с Ленинградян я
Попадать сегодня на завод?
<*>
И такая странная забота
Не даёт покоя!— Аж смешно!—
Хоть уж нет, наверно, ни завода,
Ни меня того— давным-давно!..
В ПОЛИТЕХНИЧЕСКОМ МУЗЕЕ
В Политехническом музее,
Советской техники фанат,
Я два часа стоял, глазея
На поразивший экспонат.
<*>
Не раз встречаясь с чудаками,
Смотритель, охранявший зал,
Своё: « Не трогайте руками!»
И мне, конечно же, сказал.
<*>
Но что-то, видимо, таили
Глаза и вид мой в тот момент,
Когда рванулся я к« Наири»
На деревянный постамент.
<*>
И, кажется, остолбенели
И он, и все, и мир окрест,
Едва зажёг я на панели
Лишь мастеру известный тест.
<*>
И если бы он был художник,
То сразу сел бы за мольберт—
Запечатлеть, как тестом« Дождик»
Умножен счёт моих побед!
<*>
Но он смотритель был— к тому же
Я ведь и вправду виноват:
Как выяснилось, им не нужен
Работающий экспонат…
<*>
Когда с любимой сводит случай,
С той, что уж вроде след простыл,
Ты нежностью её не мучай:
Ей всё равно, что ты простил.
<*>
Ей всё равно, навек любимой,
Что ты стоишь у рубежа,
Что хочет быть необходимой
Осиротевшая душа.
<*>
Не всем, увы, в подлунном мире
Даны удача и талант
Из обожаемой« Наири» —
Не превратиться в экспонат…
<*>
Но не отчаивайся, Мастер—
И тестом солнца и дождя
Спасай изломанное счастье,
Другое поприще найдя!
Ведь нет печальней невезенья:
Своей последней из побед
В Политехническом музее
Над прошлой славою скорбеть…
Владику Карапетовичу (мы, будущие электронщики, звали его Владэк, а вот фамилию, увы, не помню), начальнику Отдела наладки и главному электронщику Ереванского завода «Электрон» (в 1974-ом году), научившему меня, молодого специалиста, ремонтировать ЭВМ «Наири-2», на долгие инженерные годы ставшую моей судьбой
ЕРЕВАН
Жизнь такой бывает злючей!
Но держу я про запас
Город– сказку, город– случай,
Всё меняющий за час.
<*>
Перед ним снимая шляпу,
Только молвишь: « Барев дзез!»,
Только спустишься по трапу—
Чуда включится процесс.
<*>
И негаданно– нежданно
Воля солнца и камней,
Воля вечного Раздана
Подключается к твоей…
<*>
Мне ль забыть, как ставил вехи
Он морщинками на лбу,
Инженера– неумехи
Корректируя судьбу!
<*>
И отнюдь не в зале тронном,
Не за ректорским столом—
На заводе электронном
Главный выписан диплом!..
<*>
Электронщика несладок
Честный хлеб! И в час ночной
Сам великий Мастер Владэк
Появлялся за спиной.
<*>
Он, водя моей рукою,
Там, где я изнемогал,
Ремонтировал такое,
Что под силу лишь богам!
<*>
И, наверное, недаром
Было это мастерство
Крещено ещё Разданом,
Ярой волею его!..
<*>
Так зачем бояться моря—
Переплывшим океан?
И зачем теряться в горе—
Полюбившим Ереван?...
ГОСТИНИЦА «СЕБАСТИЯ»
Аж при советской власти я
Здесь жил!—
Ты не идиллия,
Гостиница« Себастия»,
Что звали мы Бастилия.
<*>
Тут в окна так сифонило,
Хоть укрывайся шторами!
А лишь заснул— « симфония»:
И пир, и брань со спорами.
<*>
Но что друзьям– товарищам:
Вчерашним однокашникам—
Вовек неунывающим
То« шефам», то шабашникам, —
Кого в колхоз— электриком,
Кто в стройотряд— бетонщиком?
<*>
А тут— сиди с конспектиком
И станешь электронщиком!
Ходи лишь в техучилище…
<*>
Легко твои напасти я,
Легко твоё чистилище
Я одолел, « Себастия»!..
<*>
И вот, всю жизнь работая,
Вдруг вспомню с наслаждением
Тот холод,
Те остроты я,
И то ночное бдение.
<*>
В том номере двухкоечном
С поющими пружинами
Мы к самым главным« корочкам»
Верстали содержимое.
<*>
В твоей казённой бедности
Росли до постижения
Величья беззаветности
И самоуважения!..
<*>
Ценю твоё участие!—
Не гневайся— прости меня,
Гостиница« Себастия»,
Что звали мы Бастилия…
ЧЕРЕВИЧКИ
Точный, ориентировочный—
Счёт какой ты ни верши, —
В кошельке командировочном
Остаются лишь гроши.
<*>
Но не в Тихвин же, не в Люберцы
Ездил ты на пару дней!
Да к тому ж, когда полюбится
И страна, и люди в ней—
<*>
Наскребёшь ты, тем не менее,
Сумму энную со дна.
Сувениры из Армении
Ждёт красавица- жена!
<*>
Эх, не выпить мне шампанского
И не скушать шашлычок!..
По базару ереванскому
Шёл— искал я пустячок.
<*>
Шёл да шёл, — и не заметил я,
Что уже держу в руках
Что-то чудное, заветное—
На высоких каблучках!
<*>
Сколько ж грёзами великими
В это спрятано Жар– птиц,
Чтобы звать их черевиками,
Чтобы шить их для цариц!
<*>
Вот и биться над задачкою
Долго мне, поняв к тому ж,
Как с последнею заначкою
Расстаётся юный муж
<*>
И— счастливый: с черевичками!—
Как прожить, чем Бог пошлёт,
Он советуется с птичками, —
Ждёт московский самолёт…
ЭЛЕКТРОНЩИК
Рядовой особой медицины,
Надевал я кипенный халат,
В сумочке моей полно« вакцины»:
Чистый спирт, припой, денатурат,
<*>
Канифоли разведённой— капель
Этак сто в аптечном пузырьке,
А пинцет обточенный
И скальпель—
В боковом кармане, в пиджаке.
<*>
На ремонт нацеленный, на пайку,
Я всегда в готовности« один»
Шёл по« вычислительному парку»
С головой, не знающей седин.
<*>
И в часы жестокого аврала
Жизнь до капли отдавалась вся,
Чтоб моя« Наири» оживала,
В хаос мира
Строгость привнося.
<*>
Сборщик, регуляторщик, настройщик,
Двадцать ослепительнейших лет
Я гордился званьем электронщик,
Позабыть стараясь, что поэт…
<*>
Но взяла поэзия за шкирку,
Чтоб мне чудо рифмами творить, —
И, как юность,
Милую« Наирку»
Вдохновенным словом оживить!
<*>
Чтоб в мечтах не ведая предела
И не ощущая пустоты,
Перенять бы нынешнее дело—
Захотело прежнего
Черты.
<*>
Чтоб, когда безвыходно
И темы—
Иррациональны и страшны, —
Волшебства логические схемы
Вещие подсказывали б сны…
ФОТО С ПРАВЫМ УГОЛКОМ
Для секретного завода—
Чтоб мне стать учеником—
Срочно требовалось фото:
Фото с правым уголком.
<*>
Пустяковая работа:
Чистой прибыли— на грош.
Но, друзья, на этом фото
Я особенно хорош!
<*>
Было много снимков разных
У меня и до него:
И отнюдь не безобразных—
Часто даже ничего!
<*>
Да, конечно, неплохие.